Путевые заметки переводчика. Параллели.


Путевые заметки переводчика.
Стоит учиться у собственного языка. Ведь язык сам по себе – это очень древняя грань культуры. Его лексика меняется по 20% за тысячелетие. Так что многому из того, что мы неосознанно повторяем каждый день, по крайней мере, 4000 лет.
Задумайтесь над значением слова «мир». Только у нас состояние и место, где мы живём, описывается одним и тем же словом. В английском место world, а состояние – peace. В тибетском место srid pa, khams, а состояние – zhi ba, bde ba. А мы живём в мире.
Ещё мы говорим о нём «Весь Белый Свет». Тибетцы молятся ему как богу, а мы в нём живём. Хотя большинство, к сожалению, этого не видит.

«НРИ» — в традиции Бона семенной слог мира людей. На санскрите «нара» — человек. В русском языке есть слово «народ» с тем же корнем.

«Гъер» – слово, обозначающее учение Бон на шанг-шунгском языке. По Геродоту священная область Скифии, где проживали жрецы, имела название Герр. По ней протекала одноимённая река. Также из текста «Истории» становится ясно, что геррами (в греческом оригинале Gerroisi) называлось племя или социальная верствь правителей: «Они оказываются у герров, занимающих среди подвластных им племён самые отдалённые края.» Не отсюда ли происходит русское слово «герой»? Ведь в традиции Бона практикующий высокого уровня по-тибетски называется yundrung sems dpa’, что в дословном переводе означает нерушимо бесстрашный ум или нерушимо героический ум.

Свастика – древнейший общеиндоевропейский символ благополучия и процветания. Происходит от санскритского корня svasti, означающего добрую судьбу, удачу и процветание. Производное svastya отличается от русского слова счастье, по сути, всего одной буквой.

В былые времена в России благородные господа использовали для обращения друг к другу слово сударь. Санскритский корень sundar означает красивый, прекрасный.

Параллели.
Ламы традиции Бон, объясняющие учение в славянских странах, часто считают, что несут нам что-то для нас совершенно экзотическое, чего в нашей культуре отродясь не было.

Но у автора этих строк, по работе (переводчика с тибетского) обязанного хорошо разбираться как в собственной культуре, так и в тибетской, возникло ощущение, что современная тибетская культура, в основе своей опирающаяся на Бон, и культура старославянская, имеют очень много общего. Создаётся впечатление, что эти культуры сформировал один и тот же импульс, по воле судеб создавший два разнесённые в пространстве, но очень похожие формирования.

Этим общим импульсом может быть культура древнего Бона. Могла ли она попасть на Русь? Одна из гипотез, содержащая позитивный ответ, была сформирована Б.Кузнецовым: «Из Ирана на запад и на восток».

Также возможно проникновение Бона из Шанг-Шунга, поскольку шанг-шунгская цивилизация была современницей скифской и непосредственно с ней граничила. В пользу этого свидетельствует то, что религия Бон по-шангшунгски «Гъер». По Геродоту священная область Скифии, где жили служители культа, имела название «Герр».

Вот что написано в англоязычной версии Википедии в статье о Шанг-Шунге: «Шанг-шунгская культура была сосредоточена вокруг священной горы Кайлас и простиралась на запад до Сарматов…» Там же: «Этой культуре присущи следующие черты: система фортов или цитаделей на вершинах гор, использовавшаяся для защиты от степных племён Центральной Азии, таких как Скифы.»

Вот карта скифско-сарматских земель:

карта скифско-сарматских земель

карта скифско-сарматских земель

На карте видно, что скифская культура непосредственно граничила и плавно перетекала в культуру староперсидскую.

А вот карта королевств Шанг-Шунга:

карта королевств Шанг-Шунга

карта королевств Шанг-Шунга

Шанг-Шунг состоял из трёх областей — внешней, промежуточной и внутренней. Внутренняя область часто идентифицируется учёными как Бактрия. Но на первой карте Бактрия является ареалом распространения скифской культуры.

Сарматы — народ, говоривший «на скифском языке» (Википедия). Традиционно скифы и сарматы определяются как иранские народы, но такое определение игнорирует немалое количество материалов, свидетельствующих о том, что скифская цивилизация — это более ранняя версия культуры наших предков.

Вот одно из таких свидетельств. Слово летописцу: «ПовЂсть временныхъ лЂтъ черноризца Федосьева манастыря Печерьскаго, откуду есть пошла Руская земля и хто в ней почалъ пЂрвЂе княжити [и откуду Руская земля] стала есть.

И живяху в мирЂ Поляне, и Древляне, и Северо, и Радимичи, и Вятичи, и Хорвати. ДулЂби же живяху по Бугу, кде нынЂ Волыняне, а Улутичи, Тиверци сЂдяху по Бугу и по ДнЂпру, и присЂдяху къ Дунаеви; и бЂ множ[с]тво ихъ, сЂдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городи ихъ и до сего дне, да то ся зовяху отъ ГрЂкъ Великая Скуфь.»

Была предпринята попытка сравнения двух культур. Подборка фотографий, представленная ниже, представляет собой небольшой визуальный ряд, обнаруживающий их поразительные сходства даже в быту. Ещё больше параллелей существует в речи, мифологии и духовной сфере.

Костюм

Тибетский национальный костюм.

Тибетский национальный костюм.

Тибетский национальный костюм.

Украинский национальный костюм.

Украинский национальный костюм.

Украинский национальный костюм.

Тибетский танец (скриншот из фильма о Далай-Ламе).

Тибетский танец

Тибетский танец

Ритуальный танец русалий в русской деревне XI века. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Ритуальный танец русалий в русской деревне XI века. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Ритуальный танец русалий в русской деревне XI века. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Народный ритуальный костюм для танца (Пензенская губерния).

Народный ритуальный костюм для танца

Народный ритуальный костюм для танца

Головной убор

Тибетская тантрическая корона.

Тибетская тантрическая корона.

Тибетская тантрическая корона.

Диадема из клада Сахновки (Черкащина, XII век).

Диадема из клада Сахновки

Диадема из клада Сахновки

Цонкапа, основатель школы Гелуг тибетсткого буддизма.

Цонкапа, основатель школы Гелуг тибетсткого буддизма.

Цонкапа, основатель школы Гелуг тибетсткого буддизма.

Реконструкция внешнего вида скифского воина по данным археологических раскопок.

Реконструкция внешнего вида скифского воина по данным археологических раскопок.

Реконструкция внешнего вида скифского воина по данным археологических раскопок.

Коралловое ожерелье

Как часть тибетского национального костюма.

Как часть тибетского национального костюма.

Как часть тибетского национального костюма.

Как часть украинского национального костюма.

Как часть украинского национального костюма.

Как часть украинского национального костюма.

Происхождение мира из яйца

Иллюстрация к тибетскому мифу о происхождении мира из яйца из книги Намкая Норбу «Друнг, Дэу и Бон».

Иллюстрация к тибетскому мифу о происхождении мира из яйца из книги Намкая Норбу "Друнг, Дэу и Бон".

Иллюстрация к тибетскому мифу о происхождении мира из яйца из книги Намкая Норбу «Друнг, Дэу и Бон».

Писанка, являющаяся иллюстрацией того же мифа в славянской традиции.

Писанка, являющаяся иллюстрацией того же мифа в славянской традиции.

Писанка, являющаяся иллюстрацией того же мифа в славянской традиции.

Ритуальные музыкальные инструменты

Тибетские ритуальные музыкальные инструменты.

Тибетские ритуальные музыкальные инструменты.

Тибетские ритуальные музыкальные инструменты.

Славянские ритуальные музыкальные инструменты.

Славянские ритуальные музыкальные инструменты.

Славянские ритуальные музыкальные инструменты.

Инь-ян

Символ инь-ян в центре бонского колеса дхармы (скан с бонского кхатага).

Символ инь-ян в центре бонского колеса дхармы

Символ инь-ян в центре бонского колеса дхармы

На окнах бонского монастыря.

На окнах бонского монастыря

На окнах бонского монастыря

Модель храма. Трипольская культура, коллекция «Платар».

Модель храма. Трипольская культура, коллекция "Платар".

Модель храма. Трипольская культура, коллекция «Платар».

Трезубец

Трезубец на флагштоке во дворе монастыря Тритен Норбуце, г. Катманду, Непал.

 Трезубец на флагштоке во дворе монастыря Тритен Норбуце  Катманду, Непал.

Трезубец на флагштоке во дворе монастыря Тритен Норбуце
Катманду, Непал.

Поднепровье, VI-VIII вв. Княжеско-территориальная символика.

Поднепровье, VI-VIII вв. Княжеско-территориальная символика.

Поднепровье, VI-VIII вв. Княжеско-территориальная символика.

Трезубец как оберег на вершине дома. Непал, Нагаркот.

Трезубец как оберег на вершине дома. Непал, Нагаркот

Трезубец как оберег на вершине дома. Непал, Нагаркот

.

Трезубец (Перунова стрела) на избе, оберегающий от молний. Беларусь, Борисовский р-н.

Трезубец (Перунова стрела) на избе, оберегающий от молний. Беларусь, Борисовский р-н.

Трезубец (Перунова стрела) на избе, оберегающий от молний. Беларусь, Борисовский р-н.

Грифон

Гаруда, Пашупатинатх, Катманду, Непал.

Гаруда, Пашупатинатх, Катманду, Непал.

Гаруда, Пашупатинатх, Катманду, Непал.

Скифский грифон.

Скифский грифон.

Скифский грифон.

Грифон, Тибет. (С обложки книги «Друнг, Дэу и Бон»).

Грифон, Тибет. (С обложки книги "Друнг, Дэу и Бон").

Грифон, Тибет. (С обложки книги «Друнг, Дэу и Бон»).

Скифский грифон, фрагмент золотой пекторали.

Скифский грифон, фрагмент золотой пекторали.

Скифский грифон, фрагмент золотой пекторали.

Кхатаг/рушник

Подношение шарфов на предметы культа, Тибет.

Подношение шарфов на предметы культа, Тибет.

Подношение шарфов на предметы культа, Тибет.

Подношение рушников на придорожные кресты, обычное явление в белорусской глубинке.

Подношение рушников на придорожные кресты, обычное явление в белорусской глубинке.

Подношение рушников на придорожные кресты, обычное явление в белорусской глубинке.

Хадак (также хата; тибет.: ཁ་བཏགས་; монг. хадаг; кит.: hada (哈达); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.

Хадак (также хата; тибет.: ཁ་བཏགས་; монг. хадаг; кит.: hada (哈达); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.

Хадак (также хата; тибет.: ཁ་བཏགས་; монг. хадаг; кит.: hada (哈达); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.

Рушни́к — ритуальный предмет из домотканого холста. Символ народной культуры и ритуального творчества восточных славян.

Рушни́к — ритуальный предмет из домотканого холста. Символ народной культуры и ритуального творчества восточных славян.

Рушни́к — ритуальный предмет из домотканого холста. Символ народной культуры и ритуального творчества восточных славян.

Узел процветания

Узел процветания в Тибете.

Узел процветания в Тибете.

Узел процветания в Тибете.

На Руси (Иллюстрации из книги «Русские орнаменты»).

На Руси (Иллюстрации из книги "Русские орнаменты").

На Руси (Иллюстрации из книги «Русские орнаменты»).

 

На Руси (Иллюстрации из книги "Русские орнаменты").

На Руси (Иллюстрации из книги «Русские орнаменты»).

 

Свастика

Свастика — древнейший общеиндоевропейский символ благополучия и процветания.
Происходит от санскритского корня svasti, означающего добрую судьбу, удачу и процветание.
Производное svastya отличается от русского слова счастье, по сути, всего одной буквой.

Чакшинг, Бон.

Чакшинг, Бон.

Чакшинг, Бон.

Традиционные орнаменты, рисуемые на входных дверях изб на Лемковщине (Карпатский регион).

Традиционные орнаменты, рисуемые на входных дверях изб на Лемковщине (Карпатский регион).

Традиционные орнаменты, рисуемые на входных дверях изб на Лемковщине (Карпатский регион).

Нагрудное украшение дакини Гапонг Донгма (традиция Аротэр).

Нагрудное украшение дакини Гапонг Донгма (традиция Аротэр).

Нагрудное украшение дакини Гапонг Донгма (традиция Аротэр).

Вышивка на ритуальной свадебной рубашке. Смоленская губерния, начало ХХ века.

Вышивка на ритуальной свадебной рукбашке. Смоленская губерния, начало ХХ века.

Вышивка на ритуальной свадебной рукбашке. Смоленская губерния, начало ХХ века.

Вышивка, восточное Подолие, XIX век.

Вышивка, восточное Подолие, XIX век.

Вышивка, восточное Подолие, XIX век.

Фрагмент барельефа с литовским гербом. Дворец в Вильняве, Польша, XVII век.

Фрагмент барельефа с литовским гербом. Дворец в Вильняве, Польша, XVII век.

Фрагмент барельефа с литовским гербом. Дворец в Вильняве, Польша, XVII век.

Орнамент на национальном костюме русского племени Мерь.

Орнамент на национальном костюме русского племени Мерь.

Орнамент на национальном костюме русского племени Мерь.

Змеевик, амулет-оберег. Киевская Русь.

Змеевик, амулет-оберег. Киевская Русь.

Змеевик, амулет-оберег. Киевская Русь.

Тарас Меркотан.