Короткий экскурс в реальную историю человечества


Часть 1. Как они шли?

Данное исследование является попыткой с помощью сравнительного лингвистического анализа воспроизвести события дней давно минувших. Сегодня много говорится об арийцах, их связи с древними славянами, большое количество исследователей отмечает существенное подобие культур славян и Индии, но значительная часть исследований такого типа являются ментальными спекуляциями кабинетных ученых или попыткой подогнать историю под дежурную «модную» концепцию. Возможно ли, не впадая в крайности, более-менее правдиво воспроизвести цепь глобальных событий, которые имели место несколько десятков тысяч лет тому назад? Попробуем.

Следовательно, теоретические предпосылки.

Есть несколько научных максим, которые положены в основу данного исследования.

Во-первых: язык – это фактор культурной среды, который изменяется медленнее всего. То есть, языковой анализ при правильном подходе способен подобно археологическим раскопкам открыть более глубокие слои сознания древних носителей языка, чем может показаться на первый взгляд.

Во-вторых: топонимы и гидронимы (собственные названия населенных пунктов и рек) несут в себе самый давний языковой пласт.

В-третьих: праязык человечества, носителями которого были протоарии, мигрировавшие из пункта А в пункт Б, несет в себе определенные ключевые архетипы, которые отражаются в языках и культурах производных цивилизаций, основанных по пути миграции.

И в-четвертых: поскольку древней формой передачи информации является миф, то должна прослеживаться общность мифологических тем и характеров вышеупомянутых производных культур.

Теперь от абстракций к конкретике. Начнем с общеизвестных фактов. Одним из праязыков человечества справедливо считается санскрит. Известно, что арии, которые принесли ведическую культуру на полуостров Индостан, были его носителями. Одним из осевых космологических понятий арийских мировоззрений Востока (Индуизм, Буддизм, Бон) есть гора Сумеру – ось Вселенной (дословный перевод слова «Сумеру» из санскрита и есть «ось»). Возьмем это понятие за один из краеугольных камней анализа.

Следовательно, имеем конечную точку пути Ариев – полуостров Индостан. Ищем на прилегающих территориях культуры, более древние, чем индийская, проверяем их языки на наличие ключевого понятия «Сумеру», а также проверяем топонимы и гидронимы на «санскритовместимость», сравниваем мифологическую тематику. Результатом этого должно было бы быть: а) воссоздание линии движения протоариев от первоисточника их культуры к конечной точке в Индии; б) хотя бы частичное воссоздание целостной картины протоарийской цивилизации.

Первый шаг нетяжелый. Соседкой индийской является ассиро-вавилонская цивилизация Междуречья. Уже в 5000 до н.э. существовало Старовавилонске царство – агломерация городов-государств с высокоразвитой наукой, клинописной письменностью. Асирийские цари в 1 тысячелетии до н.э. руководили сложными проектами по ирригации пустынных районов: «Я велел прорубить железными кирками канал от города Кизири к равнине около Ниневии и направил воду через горы и низины. Я заставил вечные воды Хосра потечь в ирригационные каналы…», – читаем надпись, вычеканенную на камне по приказу царя Ниневии Синаххериба.

Но ассировавилонская культура была наследницей другой, еще более древней и загадочной цивилизации Шумера, «…где когда-то были древнейшие на нашей планете города – Ур, Урук, Лагаш, Ешнунна» [7]. Во времена Вавилона шумерский язык уже был мертвым, но изучался как часть подготовки жрецов (им были записаны религиозные гимны и сакральные тексты). Клинописная система письма Вавилона также была заимствована у Шумеров.

Следовательно, «Сумеру» – «Шумер». Ур – столица Шумера. Гильгамеш, который является героем эпоса, ключевого для мифологии многих народов, был царем Урука. Вовремя раскопок города Ешнунны на одном из храмов была найдена надпись: «В честь божественного Гимилсина, царя с чистым сердцем, правителя страны, могучего царя Ура и его бога, его слуга Итурия, правитель Ешнунны, возвел этот дом…» [7]

Примем во внимание, что в древности собственные имена не были абстрактным набором звуков, а имели конкретное логическое значение, которое полностью отвечало названному человеку или предмету. (Это явление и в настоящий момент присутствуют в традиционных культурах Востока; древнеславянские имена, напр. Владимир, Святослав, — отображают тот же принцип). То есть, доказательством правильности наших логических построений должно было бы быть соответствие значения собственного имени и названного объекта.

Открываем санскритской словарь:

uru – большой;

turiya – трансцедентний; четвертое состояние сознания (вне бодрствования, сна со сновидениями и сном без сновидений. Это состояние достигается практикой йоги.) Древние мифические цари были в то же время и духовными лидерами человечества, разделения власти на духовную и светскую состоялось значительно позже. Кажется, названия полностью совпадают со значением.

Шаг следующий. Ищем цивилизацию, более древнюю, чем Шумер, которая бы территориально граничила с последней. К северо-востоку от Ирака и Ирана, которые являются территориальным ареалом распространения шумеро-персидской культуры лежит Украина. Отец истории Геродот в своем труде наводит достаточно детальные сведения о культурно-территориальном образовании, которое в его времена называлось Большой Скифией. Путаница, которая возникла в собственных названиях народа, который испокон веков населял территорию Украины является следствием смешивания трех исторических систем, из которых ученые берут сведения о Праукраине. Ее описывали персы, в их хронике название народа – «саки», греки – соответственно – «скифы», и, позже, готы, которые принесли в историю название «гунны». Вот и выходит загадка целой кучи народов, которые неизвестно откуда появляются и неизвестно куда исчезают. Но народов-привидений не бывает, и если учесть, что имперские народы, к которым принадлежали греки и персы, почти никогда не употребляют самоназваний народов, которые описывают, то получим просто три разных взгляда на один и тот же народ, слегка разнесенные во времени и пространстве.

Есть ли исторические доказательства древности и высокой культуры праукраинской цивилизации?

Слово Геродоту:

«Агафирсы (скифское племя, – прим. авт.) – самые разнеженные из людей; они носят много золотых украшений…» – не забываем, что это сказано устами грека в то время, когда господствовало отношение к окружающим народам как к некультурным варварам.

«Отряд скифов-кочевников, взбунтовавшись, переселился в Мидию; в это время мидийцами правил Киаксар, сын Фраорта, сына Деиока. Он сначала хорошо обошелся с этими скифами, поскольку они просили убежища; он настолько высоко их ценил, что передал им мальчиков для учебы языку и искусству стрельбы из лука». Общеизвестно, что Мидия была одним из высокоцивилизованных государств Азии, всем известен миф о сказочно богатом царе Крезе, даже сегодня мы говорим «богатый как Крез». Каким же должен был быть уровень образования этих «кочевников», что им сам царь поручил учить детей (и детей, наверное, придворных).

Юстин: «Скифы спорят с египтянами, чье племя древнее».

Есть ли археологические доказательства древности и высокой культуры праукраинской цивилизации?

Здесь нам помогут исследования, проведенные Ю.Шиловым и шумерологом А.Г. Кифишиным в государственном историко-археологическом заповеднике «Каменная Могила» на Мелитопольщине. Результатом этих исследований стала публикация труда под названием «Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ -ІІІ тыс. до н. э.». Всего исследователями были обнаружены 62 пещеры и 160 каменных табличек с письменами. Как утверждает Анатолий Кифишин, ему удалось расшифровать надписи на 40 панно и 16 табличках. Ученый пришел к выводу, что пиктограммы Каменной Могилы являются протошумерскими, а сама она в течение тысячелетий исполняла роль духовно-религиозного центра. А. Кифишин расшифровал календарь Каменной Могилы, которому свыше 14 тысяч лет, а также выяснил, что протошумерские пиктограммы «зерно», «ячмень», «плуг», «колесо» впервые появились на Каменной Могиле, в Подунавьи и Приднестровье в V-IV тыс. до н.э. [6]

Отражается ли ключевое понятие «Сумеру» в украинском языке? Следует отметить, что независимое развитие последнего привело к тому, что значительное количество протоарийских слов «эмигрировала» в сферу смежных понятий. Например, surya – на санскрите «Солнце», а в украинском языке есть слово «сурик», которое означает красную краску. И «сумеру» также немного эмигрировало: в нашем языке есть слова «сумирний», «смерека», а также загадочное божество русичей Симаргл.

А как топонимы-гидронимы? Вообще, как оказалось после внимательного чтения карты, топонимика горных областей Украины является полу-санскритской (в труднодоступных горных областях архаичная культура и язык сохранены полнее). Широта этой темы выходит за пределы данного исследования, поэтому приведем лишь те примеры, которые имеют непосредственное отношение к вышесказанному:

Урич – известный мощный центр славянского язычества в предгорьях Карпат;

Яр Тур – традиционное обращение к русским князьям;

Турья Поляна, Турья Быстрица, Турьи Реметы – три села в Карпатах, расположенных рядом. Что то за реметы? Ramata – санск. – тот, который наслаждается. Следовательно, Turiya ramata – тот, который наслаждается трансцедентним состоянием сознания.

Скифы поклонялись Гераклу, который полностью соотносится с шумерским Гильгамешем. Опять цитирую Геродота: «Первым появился на той земле, которая была тогда пустынной, мужчина на имя Таргитай.» Санскрит: Tara – звезда, gitaih – певец. Следовательно, речь идет о предке вещего Бояна. Вспомним также славянский миф о Кие, Щеке и Хориве, который в образной форме дает информацию о происхождении трех славянских ветвей – киевлян-украинцев, чехов и хорватов.

Но, если Таргитай пришел на Украину, значит пришел откуда-то, то есть нужно дальше искать еще более древнюю культуру на смежных с Украиной территориях.

Есть в русском языке слово «сумерки». Сумеру – сумерки? А почему нет?

Похоже на то, что мы имеем очередного «эмигранта». Но попробуем разобраться. Невзирая на то, что на первый взгляд значения сравниваемых слов находятся далеко друг от друга, сам по себе напрашивается ассоциативный ряд: сумерки – белые ночи – полярная ночь – полярный день – полюс. То что нужно. Полностью логично, что выход оси мира должен быть на полюсе. Смотрим на карту. Поскольку на полюсе в настоящий момент океан, останавливаемся в приполярных областях, где могут жить люди.

Проверим гидро-топонимику области между Кольским полуостровом и островом Вайгач на «санскритовместимость». Но здесь целое месторождение санскритской лексики!

По подсчетам вологодской исследовательницы С.В.Жарниковой, имеется не менее шести названий северных рек, образованных от общеевропейского корня «инд» (Индога, Индоманка, Индега, дважды – Индига, Индигирка) и столько же – от корня «ганг» (Ганго, Гангерка, по два раза – Ганга и Гангозеро). Вблизи от священного лапландского Сейдозера также есть река Индичйок и Рамозеро. [3]

С удивлением находим также поселок Кия и Чешску губу.

Не менее интересны собственные названия «Кандалакша» (khande – исчезать, laksya – цель, назначение) или Вайгач (vayu – ветер, воздух, gacchati – идти, то есть перемещаться по воздуху). Здесь вспоминаются легндарные Гипербореи античных авторов, которые владели техникой полета.

Но «гиперборей» – слово греческое, и значит оно «вне севера», этим словом античные авторы пользовались для того, чтобы описывать народ или народы, жившие на крайнем севере греческой Ойкумены. И это опять же не самоназвание. Есть ли в античной литературе другое определение мифического народа, который жил на крайнем севере? Оказывается есть. В Одиссее:

Там Кимерийцы живут, и город их, и целое их царство

Тучами укутанные вечно и туманом, потому что солнце ясное

Не смотрит на тот край лучом горячим никогда. [5]

Сумер – Кимер, вот тебе и сумерки!

Из вышесказанного можно сделать вывод, что район между Кольским полуостровом и о. Вайгач – сохранившаяся часть или первый континентальный обломок сверхвысокой культуры протоариев, которая зародилась на территориях, которые в настоящее время похоронены под водами Северного ледовитого океана. Если это так, то есть ли этому археологические доказательства?

В 1925 году под протекторатом Ф.Дзержинского исследователем О.Барченком была осуществлена экспедиция на Кольский полуостров, которая нашла гипотетические остатки Гипербореи. В 1997 году группой ученых во главе с В.Н.Деминим, была осуществлена экспедиция, которая полностью подтвердила достоверность находок 1925 года. Это мегалитические комплексы циклопических размеров с рисунками летающих людей, гигантские обтесанные плиты правильной геометрической формы, ступени, которые ведут в никуда, стены с пропилами явно техногенного происхождения, просверленные неизвестным суперсверлом глыбы, «страница» каменного манускрипта со знаком трезубца и цветком, который напоминает лотос… И наконец, остатки древней обсерватории (и это в безлюдных горах за полярным кругом!) с 15-тиметровим желобом, который ведет вверх, к небу, к звездам, с двумя визирями – внизу и вверху.[3] И всему этому свыше двадцати тысяч лет!

Обратимся к мифологии данных территорий. Ключевыми ее понятиями является остров Буян (собственно, это, наверное, и есть тот потерянный начальный пункт, санск. bhuyan — величественный), Беловодье, Алатирь-камень.

Слово мифу:

«Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.

Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги.

На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь — также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь.

Согласно древним легендам, Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. Так Алатырь связал миры – горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица — это тоже Алатырь».

Следовательно, арийская цивилизация началась с того, что из неба на землю упал священный артефакт (В ведической мифологии – Чинтамани). Но что это за камень, который является и алтарем, и жертвенником, и книгой, и богом? Может камень – это символ, но символ чего? Обратимся опять к языковому анализу. Слово «алатир» состоит из двух санскритских корней «alat» и «ir». Alaya – дом, храм. Корень «ир» имеет значение «радужный» (ср. иридодиагностика – диагностика по радужной оболочке глаза).

Загадочный кто-то, дающий названия горам и странам, оставил очень серьезные следы по всей Евразии. Следовательно, имеем праарийские корни: «ур», «ир», «ал/алат/алая». И если мы обратим взгляд на карту Евразии, то увидим, что есть Ир-ландия (земля Ира), которая непосредственно граничит из Гиперборейскими территориями, Ир-ан и Ир-ак на прежних шумерских землях, Пам-ир, также есть Ур-ал, Алт-ай (полная санскритская форма – alat ayam – Храм Божий), Хим-алая (him – снежный, alaya – храм)…

Независимо от того, насколько близки или далеки от истины приведенные логические изложения, очень хотелось бы, чтобы мы подобно древним научились видеть в горной гряде Храм Божий, а не месторождение полезных ископаемых…

Часть 2. В поисках истока.

Но вернемся к Гиперборее.

Открытые експедициями О.Барченко и В.Демина археологические подтверждения огромной древности культуры Севера являются недостаточными для того, чтобы дать картину колыбели цивилизации. Мы всего лишь пришли к выводу, что последняя должна находиться где-то в зоне полярного круга.

А есть ли еще какая-либо информация о Гипербрее, кроме туманных высказываний античных авторов? Оказывается – есть, и даже еще более материальная. Это – географические карты эпохи Ренессанса. Самая известная из них карта Гипербореи Герхарда Меркатора. Вот она:

Карта Гипербореи Герхарда Меркатора.

Карта Гипербореи Герхарда Меркатора.

Эта карта издана сыном Меркатора Рудольфом в 1595 году. На ней в центре изображен легендарный материк Арктида/Гиперборея, вокруг — побережье Северного океана с узнаваемыми современными островами и реками.

Отчетливо видно, что материк Гиперборея представляет собой архипелаг, состоящий из четырех островов и разрезанный руслами рек. Древние историки приводят названия островов: Думна, Берриг, Бергио и Скандия. Реки Арктиды вытекали в четырех направлениях практически перпендикулярно друг другу из расположенного в середине материка огромного озера-моря. Кстати, карта Меркатора согласуется с данными из древнегреческих источников, которые указывают, что в Арктиде был благоприятный климат, в центре материка из моря (озера) вытекали и впадали в океан четыре крупные реки, благодаря чему на карте Арктида выглядит как «круглый щит с крестом».

Но это же легендарная Шамбала арийских народов!

Одним из источников, детально описывающим эту страну, являются канонические тексты биографии основателя традиции Юндрунг Бон Тонпа Шенраба. Там эта страна называется Олмо Лунгринг, но в тексте, отмечается, что это то же, что и Шамбала. Если коротко перечислить основные черты Олмо, то это остров или материк, по форме весь или, по крайней мере, его промежуточная и внутренняя области, приближающиеся к кругу; разделенный внутренними водоемами в форме концентрических колец на четыре зоны. В центре – священная гора, из подножия которой вытекают четыре самых больших реки, текущие по сторонам света. Это – земля счастливой жизни, населенная сошедшими на землю богами и держателями знаний.

Расширим этот список, опираясь на работу Дж. Рейнольдса [7]:

Географчески:

· расположение – к западу и северу от Тибета;

· Олмо Лунгринг физически — часть нашего мира, а не воображаемая святая земля или чистый небесный мир, наподобие Сукхавати или Девачан (bde-ba-can) Будды Амитабхи.

· Олмо Лунгринг являет собой географический, физический и духовный центр нашего мира.

· В центре ее высится священная гора девяти ступеней, известная как Юндрунг Гутсег (g.yung-drung dgu-brtsegs). Эта гора связывает небо и землю, являя собой мировую ось, соединяющую три плана существования: небесные миры, земные и преисподние.

· Эта земля была первоисточником Юндрунг Бон, и в последующие времена мудрецы Тибета часто отправлялись в Олмо Лунгринг в поисках эти драгоценных учений. Они отправлялись на северо-запад от горы Кайлас в Шанг-Шунге.

· В бонских текстах говорится, что страна Олмо Лунгринг делится на четыре концентрических области: сокровенную внутреннюю (nang gling), промежуточную (bar gling), внешнюю (phyi gling) и пограничную (mtha gling). Внутренняя и промежуточная области состоят из двенадцати районов или островов (gling), внешняя — из шестнадцати, а пограничная — из двенадцати. Эти области и районы (gling) разделяются реками, озерами и внутренними морями. Сокровенная внутренняя область географически имеет форму восьмилепесткового цветка лотоса, а небо над ней имеет форму колеса или чакры из восьми спиц.

· В самом центре этой сокровенной земли высится священная девятиступенчатая гора свастики Юндрунг Гутсег (g.yung-drung dgu-brtsegs), хрустальный монолит в форме пирамиды.

· Срединная мир-гора связывает вместе три уровня существования: небеса, землю и преисподнюю.

· Четыре важнейшие реки берут начало у подножия священной горы от четырех ручьев, которые проистекают из четырех скал, имеющих форму символических животных. Река Нара проистекает из ручья в скале в форме льва (sen-ge kha ‘babs) и течет к востоку. Река Пакшу проистекает из ручья в скале в форме лошади (rta mchog kha ‘babs) и течет к северу. Река Кьим-шанг проистекает из ручья в скале в форме павлина (rma bya kha ‘babs) и течет к западу. А река Синдху проистекает из ручья в скале в форме слона (glang-chen kha ‘babs) и течет к югу.

· сокровенную область в каждом направлении окружает промежуточная область с двенадцатью великими городами, по четыре в каждом из основных направлений. Земля здесь буквально усыпана сверкающими городами, храмами и дворцами, парками и рощами, озерами и купальнями, как и в описаниях Шамбалы, которые мы находим в буддийской традиции. Это настоящий земной рай. У основания священной срединной горы стоят сотни городов, дворцов и храмов

· Вторая, промежуточная область полностью окружена двумя концентрическими кругами — внешней и пограничной областями. Как было сказано выше, эти области и их части разделены реками и водоемами. Вся земля целиком окружена океаном, который, в свою очередь, окружен мощной стеной покрытых снегом гор.

И социально:

· ее территория населена Видьядхарами (rig-‘dzin) — то есть, держателями эзотерического знания.

· Олмо Лунгринг или Шамбала — нерушимая священная земля и духовный центр мира — существовала на Земле с самого начала человеческой расы. Она была тем местом, где небесные боги Ясного Света (‘od gsal lha) спустились на землю, чтобы принять перерождение как человеческие существа.

· Все население этой страны стало на путь, ведущий к освобождению, и поэтому говорится, что это «страна Видьядхар по ту сторону Гималаев», упоминаемая в Пуранах и других древних книгах Индии.

Земля здесь буквально усыпана сверкающими городами, храмами и дворцами, парками и рощами, озерами и купальнями, как и в описаниях Шамбалы, которые мы находим в буддийской традиции. У основания священной срединной горы стоят сотни городов, дворцов и храмов.

В бонском тексте много интересных деталей, но мы приведем еще лишь несколько, интересующих нас. Во-первых – это даты периода жизни основателя Вечного Бон Тонпа Шенраба – рождение в 16017 г. до н.э. и паринирвана в 7817 г. до н.э.

Во-вторых – это описание того, что шесть переводчиков из стран-колыбелей основных цивилизаций Евразии учились у сына Тонпа Шенраба и переводили учение на основные языки человечества: «Этими переводчиками были: Муца Трахэ, переводчик на язык страны Тагзиг (Центральная Азия), Тритог Парца, переводчик на язык Шанг-Шунга, Гхухи Липарья из страны Сумпа (северныйТибет), Лхадаг Нагдро из Индии, Лэгтанг Мангпо из Китая и Сэртог Чеджам из страны Тром (традиционно интерпритируетя как Рим). Эти шесть великих мудрецов, прозванные «шесть украшений миpa»(‘dzam bu gling gi rgyan drug), которые учились, припав к стопам Дунгцоба Мучо (сына Шенраба Миво), были наделены чудесными силами. Они перевели священные тексты Бон на триста шестьдесят разных языков, (включая) языки Индии, Китая, страны Тром, Тагзиг, Тибета и Шанг-Шунга, тем самым способствуя развитию и распространению Бон».

И в третьих – это описание языков, на которых разговаривали в стране Олмо:

«Все люди, населяющие центр и районы сокровенной области (nang gling), говорят на языке бессмертных Богов Свастики (g.yung-dning lha yi skad). В промежуточной области (bar gling), состоящей из двенадцати островов или районов, где в различных направлениях протекают восемь великих рек, в долинах этих рек говорят на разных языках и диалектах. Несмотря на то, что язык внутренних земель — это язык Богов Свастики, здесь в двенадцати промежуточных землях люди в основном изъясняются и пишут на восьми видоизмененных языках (bsgyur-ba’i skad), каждый из которых следующим образом соотносится с одной из восьми великих рек:

1) на языке «gTsang-ma lha skad» говорят вдоль по течению реки Нарадзара (Na-ra-dza-ra) на востоке;

2) на языке «Dag-pa lha skad» говорят вдоль по течению реки Пакшу (Pakshu) на севере;

3) на языке «Samskri lha skad» (т.е. санскрите) говорят вдоль по течению реки Машанг (Ma-shang) на западе;

4) на языке «Khri-wer lha skad» говорят вдоль по течению реки Синдху (Sindhu) на юге;

5) на языке «Hor ci ‘phrul skad» говорят вдоль по течению реки Ганга (Ganga) на юго-востоке;

6) на языке «sPos ci ‘phrul skad» говорят вдоль по течению реки Сита (Sita) на юго-западе;

7) на языке «Ci gung ‘phrul skad» говорят вдоль по течению реки Сенгга (Seng-ga) на северо-западе; и

8) на языке «Cung tshe ‘phrul skad» говорят вдоль по течению реки Сердан (Serdan (gser-ldan)) на северо-востоке».

Историки, подходящие к тематике Бона с точки зрения наработанных Западом исторических концепций, отбрасывают возможность существования цивилизации, имеющей за плечами 18000 лет, и воспринимают даты, приводимые в текстах традиции Бон, как недостоверные. Они помещают Олмо Лунгринг или близ горы Кайлас на территории недавно открытого итальянскими археологами Шанг-Шунга (еще несколько десятилетий считавшегося «выдумкой» жрецов Бон-по), или на территории древнего княжества Элам в Центральной Азии. Ими так же утверждается, что деятельность Тонпа Шенраба проходила во времена расцвета древнеперсидской империи Ахеменидов в VI в. до н.э.

Концепция «исторического прогресса» привела западных ученых к тому, что они смотрят на людей древности совершенно без уважения, считая их глупыми и невежественными. Такие люди спокойно могли допустить в своих летописях ошибку в 17000 лет, и это при том, что бонская система астрологии является самой сложной и точной из трех родственных систем (индийской, китайской и тибетской), а точность астрономических расчетов, а древнем Вавилоне практически не отличалась от современных!

Если отнестись хотя бы с толикой уважения к тому, что написано в тибетских текстах, утверждения западных ученых не выдерживают проверки.

Во всех ранних текстах Бон-по со всей ясностью указывается, что Олмо Лунгринг располагается к западу и северу от Тибета в Таджиге или Центральной Азии. Более того, существует два Таджига: один небесной природы, а другой вполне физической, расположенный в Центральной Азии. Гора Кайлас и прилегающая область Западного Тибета — только бледное подобие настоящей Олмо Лунгринг, оригинального архетипа, который находится в центре мира. В соответствии с «gZer-mig» и другими текстами, регион возле Тисе (Tise) или горы Кайлас есть только шанг-шунгская копия оригинала в Олмолинге. Кроме того, мудрецы Тибета, часто отправляющиеся в Олмо Лунгринг в поисках драгоценных учений, двигались на северо-запад от горы Кайлас в Шанг-Шунге.

Даже если не принимать во внимание тексты бон, но принять, что Олмо Лунгринг тождественна Гиперборее античных авторов, получается, что самое древнее упоминание о ней, находимое у Гомера, как минимум на сто лет старше предполагаемого времени рождения Тонпа Шенраба в Эламе.

При внимательном перечитывании тибетского описания Олмо Лунгринг приходит на память еще один античный миф – миф об Атлантиде. Основные сведения о ней находятся в трудах древнегреческого философа Платона. В своих «Диалогах» Платон вкладывает слова об Атлантиде в уста мудреца Солона, получившего эти сведения от египетского жреца.

Говоря о легендарной стране, Платон сообщает, что Атлантида была островом, который «получил в удел Посейдон». Этот бог населил его своими детьми, зачатыми от смертной женщины. Однако слово «бог» не должно служить для современного читателя поводом для немедленного опровержения Платона: ведь наука уже давно доказала, что легенды древних зачастую основаны на подлинных событиях (вспомним еще раз гомеровский эпос о Троянской войне). Но вернемся к Атлантиде.

На равном расстоянии от берегов в середине острова атлантов была расположена равнина. Если верить преданию, она была красивее других равнин и очень плодородна. Здесь жил человек по имени Евенор с женой Левкиппой; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка достигла брачного возраста, Посейдон женился на ней. Холм, возвышающийся над равниной, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживания водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных три).

От моря, сообщает Платон, атланты провели канал в три плетра шириной, в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец, так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело в ширину три стадия. Следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему по ширине. Каналы пересекали земляные насыпи. Остров, окруженный водными кольцами, был пяти стадиев в диаметре. По сути, он был превращен в крепость-дворец. Цари обвели этот остров, а также земляные кольца и мост шириной в плетр круговыми каменными стенами и на мостах поставили башни и ворота.

В самом центре располагался храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной. Ежегодно каждый из десяти уделов доставлял сюда дары. Был и храм, посвященный одному Посейдону.

На внешних кольцах атланты построили святилище богов и разбили множество садов и гимнасиев для упражнений. Посредине самого большого кольца был устроен ипподром, имевший в ширину стадий. Недалеко располагались помещения для царских копьеносцев; самые верные копьеносцы размещались внутри меньшего кольца, ближе к акрополю, самым же верным и надежным из всех были отданы помещения в акрополе. От моря начиналась стена, которая на всем своем протяжении отстояла от самого большого водного кольца и от гавани на 50 стадиев. Пространство возле нее было застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы.

Три водных кольца – это 4 области, число совпадает с описанием в тибетском тексте. Земля, застроенная храмами и дворцами, где бурлит благая жизнь… Можно сделать предположение, что память о Шамбале, Гиперборее и Атлантиде есть отголосок одних и тех же реальных событий, происходивших когда-то и оставивших след в планетарном масштабе.

Попробуем проследить хронологию этих событий и найти их следы в известной истории человечества.

Платоном описана страшная катастрофа, постигшая Атлантиду, в то время как в тибетском тексте на это нет даже намеков. Мы имеем как минимум три ориентировочные даты:

16017 г. до н.э. – рождение Тонпа Шенраба;

7817 г. до н.э – паринирвана Тонпа Шенраба, согласно тибетскому тексту;

9500 г. до н.э. (приблизительно) – гибель Атлантиды согласно Платону.

Согласно этим датам можно выделить три периода в истории человечества:

· первый – до «схождения богов на землю», или, выражаясь более привычным для нас языком, до привнесения на землю знаний существами, значительно более развитыми, чем люди. Об этом периоде мы ничего не знаем.

· второй – период «благостного» процветания знаний на священном материке, мирное распостранение чистой доктрины во многие страны мира. Его нижнюю границу определить тоже невозможно, поскольку во время рождения Тонпа Шенраба Олмо Лунгринг уже существовала.

· третий – период после катастрофы.

Больше доверяя тибетским датировкам, чем греческим, в роли вехи, отделяющей второй период от третьего, возьмем дату паринирваны основателя Бона – 7817 г. до н.э., то есть 9824 лет тому назад. Округлив, получаем период от приблизительно 9-10 тыс. лет назад и позже. Произошли ли в этот период какие-либо события планетарного масштаба?

Да, и таких значимых событий было даже два. Первое – это всемирный потоп, история о котором распространена у многих народов, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга. Реконструкции абсолютного возраста потопа учеными также дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. И второе – это так называемая «неолитическая революция» — достаточно быстрый в геологическом масштабе цивилизационный прыжок человечества, переход от грубых каменных изделий палеолита и мезолита к прекрасно обработанным инструментам неолита, переход от охоты и собирательства к производящему сельскому хозяйству. Датируется 10-ым – 3-им тисячелетиями до н.э.

Опираясь на перечисленные мифологические, исторические и географические данные, а также логические рассуждения, приведенные выше, мы можем реконструировать цепь событий, повлиявшую на историю, религии и мифологию всего человечества.

О первом периоде дает некоторое представление тибетский текст. Люди пребывали в полуживотном состоянии и контролировались различными расами нематериальных существ, научивших их есть мясо и делать кровавые жертвоприношения себе на пользу.

Второй период характеризуется концентрацией основной культуры планеты на священном материке, отсутствием физических войн, распространением «чистой» системы учений между лучшими представителями человечества, приезжавшими учиться на священный материк. Как выглядела первичная высокая религия? Для ее реконструкции опять обратимся к традиции Бон, наиболее полно сохранившей первичные знания.

В Боне есть всего четыре высших божества, являющихся основой всего. Это бог-творец Сангпо Бумтри, Великая Мать Шераб Джамма, бог-свет Шенлха Окар и всемирный учитель, несущий знание, непосредственная инкарнация света на Земле – Тонпа Шенраб. То есть, если убрать личные имена, мы получаем Мужской и Женский принцип творения мира, Свет как динамику бытия и Воплощенный в человеческую форму свет, несущий людям учение. Накладывая эту матрицу на любой языческий культ можно отделить в нем зерна первичной доктрины от позднейших наслоений, но об этом позже.

Третий период. Часть людей, проживавших на священном материке начала пользоваться своими сверхъестественными силами для решения вопросов, далеких от идеалов добра. На материке начались войны, которые стали причиной упомянутой катастрофы, привели к затоплению материка и эмиграции его населения на другие материки мира. В социальном плане это привело к распространению знаний по планете, неолитической революции и заложению основы древних цивилизаций в разных уголках планеты, очень похожих друг на друга.

С одной стороны древняя культура Малой Азии, Египта, Крита и Кипра, с другой до-европейские цивилизации Мексики и Перу. Что их объединяет? Ответил на этот вопрос Тур Хейердал, и ответил с обстоятельностью, которой позавидовал бы иной атлантолог:

1. И по ту и по эту сторону океана известна иерархия, основанная на поклонении Солнцу. Династия правителя называет Солнце своим родоначальником.

2. Браки между братьями и сестрами в правящей династии для сохранения чистоты «солнечной» крови.

3. Изготовление книг с иероглифическими текстами в виде длинных широких лент, которые складывались или свертывались в свитки.

4. Постройки колоссальных сооружений. Создание пирамид и мегалитических построек.

5. Мегалитические саркофаги с массивной каменной крышкой.

6. Мумификация с применением смол, бинтов, хлопковой набивки. Маски.

7. Накладная борода как часть ритуального убора верховных жрецов.

8. Технология изготовления сырцового кирпича.

9. Оросительные системы, водопровод и канализация в городах.

10. Веретено с одинаковым по форме пряслицем. Один и тот же тип ткацкого станка.

11. Сходство одежды. Мужские плащи, платье с поясом и застежками на плече для женщин. Веревочные и кожаные сандалии, головной убор из перьев, который носили воины и высокопоставленные лица.

12. Одинаковые пращи.

13. Сходные музыкальные инструменты, например барабаны и флейты. Сходные орудия труда и промысла.

14. Далекие экспедиции за моллюсками – источниками высоко ценившейся красной краски.

15. Бронза примерно одного состава. Бронзовые зеркала, щипцы и декоративные колокольчики.

16. Золотые филигранные изделия.

17. Сходная керамика, в частности традиционная треногая ваза.

18. Терракотовые печати, плоские и цилиндрические.

19. Изображения человека с птичьей головой.

20. Изображения человека с кошачьей головой.

21. Почитание кошачьих – ягуара, леопарда.

22. Обычай обрамлять борта судов сплошным рядом круглых боевых щитов. На фресках майя изображены суда со светловолосыми воинами.

23. Изображение человеческой головы с высунутым языком.

На уровне религии и мифологии это отразилось возникновением политеистических языческих культов, в которых на первичную группу богов с миротворческими функциями накладывается группа богов, которые являются учителями людей, а также воюют между собой или с силами зла (асы и ваны скандинавской мифологии, индийские дэвы и ракшасы и т.п.). Кажется, что после гибели первичного материка высокотехнологичная война была перенесена на новые территории. Отголосками ее являются героические эпосы (например, Рамаяна), со ставящими ученых в тупик описаниями летательных аппаратов и современного оружия.

Далее можно выделить два субэтапа, составляющие уже исторический период жизни человечества. Первый субэтап – это этап деградации религиозных культов после исчезновения расы протоариев, пришедших с затонувшего материка. Абстрактный принцип Света был низведен невежественным умом к солнце- или огнепоклонничеству, утратилась память об иерархии божеств, боголюди-учителя стали объектами поклонения наравне с первичными богами, творящими мир. Люди постепенно возвращались к поклонению местным духам, напоминавшему первый период.

Второй субэтап – возникновение агрессивных монотеистических религий как реакция на глубокий кризис в понимании древних знаний.

Давайте проследим, как перечисленные этапы отобразились в славянском язычестве.

Из обширного славянского языческого пантеона Бога-творца и Богиню-мать идентифицировать достаточно легко. Это Род и Мокоша.

В XVI веке русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему – Род».

Мокошь — единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов. На санскрите слово «мокша» означает «освобождение», соответственно имя «Мокошь» может интерпиретироваться как «Освобождающая». Это является точным аналогом имени Великой Матери в тибетском буддизме – «Дролма» тоже означает «освобождающая».

Имя бонского божества света Шенлха Окар дословно означает «Бог-жрец Белый свет». Славянский аналог – Белобог.

Ипостась учителя идентифицировать не так легко, поэтому сначала познакомимся с второй группой богов – учителей и воинов.

Разрешите представить:

Сварог – дед богов, предводитель клана. Высек из алатырь-камня руны (дал людям письменность), создал законы, называемые «законами Сварога», научил людей готовить из молока творог и сыр, дал огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Дажьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич – сын Сварога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки), ездит по небу в чудесной колеснице, возит на ней чудесный щит, который и является источником света. Священным животным Даждьбога — Радегаста считался лев (как и у персидского бога Солнца — Митры). В ипостаси Радегаста изображался в полном боевом вооружении.

Перун – самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он – бог грома и молнии. Верховный бог пантеона кн. Владимира — покровитель князя и дружины (бог войны). Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави. Был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии – это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога. Также имел артефакт, звавшийся «громовой стрелой» или позже «чертовым пальцем». В мифах, и легендах Перун часто является противником Змея Волоса (Велеса) с которым он борется. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода: лилово-синие, “мертвые”, разящие насмерть, и золотые — “живые”, созидающие, пробуждающие земное плодородие. Летал по небу на колеснице или «колесе Перуна», символом которого является «громовой знак» — круг с шестью спицами. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома.

Хорс — славянский бог Солнца — светила. Сын Рода (брат Велеса). Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо. Как и Перун, Хорс считался повелителем молний, поэтому его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне. До прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – «сияние», «блеск», а также «слава», «величие». Ученые долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова : «Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».

Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:
Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!

Это означало, что все происходящее на нашей земле – в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», – с уважением говорили о нем.

Обратите внимание на эпитет «Добрый Знахарь», его мог получить только тот, кто занимался лечением. Также, если бы тот, кто летел, не оставлял на небе следа, его полет не сравнивали с пахотой, поскольку плуг оставляет за собой борозду.

Вот и получается: пашет мужик поле, летит над ним реактивный самолет, а мужик думает: «Вот Хорс летит, за порядком присматривает. Хороший бог, труженик».

Солнечные боги воевали со змееподобными существами, предводителем которых был Велес.

Так что, христиане, пришедшие на славянскую землю, были не совсем неправы, обвиняя тогдашних язычников в том, что те «богы прозваша солнце и месяць, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша». Только глубокий кризис в мировоззрении и религии мог позволить системе, столь чуждой славянской ментальности, надолго укорениться на этих землях. Но первичная система знаний сохранилась в Тибете в виде традиции Юндрунг Бон. Реставрация с ее помощью правильного внутреннего понимания сути явлений и процессов, происходящих в человеке и Вселенной, может помочь нам вернуть давно утраченую человечествомвнутреннюю гармонию и духовную свободу.

Литература:

P.Myers. General history.
ru.wikipedia.org
А.Доватур, Д.Каллистов, И.Шишова. Народы нашей страны в «Истории» Геродота.
В. Щербаков. Все об Атлантиде.
В.Демин. Гиперборея – праматерь мировой культуры.
Велика історя України. Видання Івана Тиктора.
Дж. Рейнольдс. Олмо Лунг Ринг: нерушимая священная земля.
М.Грушевський. Історія України-Руси.
О.Губчин. Древнє святилище Кам’яна могила.
П.Утевська. Невмирущі знаки.

Часть 3. Священный материк – миф или реальность?

Идея «прогресса» человечества существует только в мировоззрении западной культуры, с ее отделением от Природы и созданием искусственного линейного времени. Линейное время – концепция, когда каждый год имеет собственный номер, который больше, чем номер предыдущего. Таким образом создается концепция постоянного удаления человечества от какого-то посыпанного пылью пещерного «состояния ноль» в сторону «развития». Весь ведический Восток и сегодня пользуется системой циклического времени. Циклическое время – система летоисчисления, когда каждый год имеет набор характеристик, определяющих его местоположение в определенном астрономическом цикле (обычно в нескольких). Когда цикл заканчивается, все начинается сначала, то есть «развития» не происходит.

С точки зрения историографии Востока происходит процесс деградации человечества – постоянно уменьшается продолжительность жизни, ухудшаются ее условия. К сожалению, деградирует и сама цивилизация Востока, являющаяся держательницей древних знаний человечества. В процессе этой деградации происходит утрата понимания сути знаний и «переброска» их в религиозно-мифологическую сферу. Многие методики при этом не перестают работать, но используются неосознанно, опираясь на веру, а не на понимание.

Это произошло и со знаниями, касающимися Священного Материка – прародины человечества и его культуры. В сегодняшних восточных религиях он считается «чистой духовной землей», недоступной взору грешников.

Но автор пришел к выводу, что мифология и есть истинная история человечества, и мы очень часто стараемся разглядеть в древних текстах иносказания там, где их нет и в помине. А происходит это потому, что мы, во-первых, не владеем лексическим аппартом древних, и, соответственно, не в состоянии адекватно воспринять информацию, изложенную в их текстах. Во-вторых, очень часто концепции мифологии (т.е. реальной истории) совершенно не укладываются в те узкие рамки, через которые смотрит на Мир западная наука. Это не дает возможности исследователям позволить себе увидеть за сказкой пласт настоящей информации. Нам очень мешает созданная за века «прогресса» концепция, что древние были глупыми варварами, поклоняющимися силам природы и неспособными без ошибок описывать происходящее в их мире.

А что, если принять точку зрения, что Священный Материк некогда существовал и был физической реальностью нашей планеты? Куда это может привести?

Любое явление или процесс имеют три стадии своего существования – возникновение, равновесное состояние и разрушение. О разрушении – мировом катаклизме, отобразившимся во всех мифологических системах народов земли, уже было упомянуто выше. Равновесное состояние также достаточно хорошо описано в мифах и религиозных текстах тибетского буддизма и Бона. О возникновении Священного Материка известно меньше всего. Существуют только описания строительства, так сказать, цивилизационного слоя (например, упоминавшееся выше строительство Атлантиды Посейдоном). Относительно же возникновения самого материка информации почти нет. Попробуем ее найти.

Как уже был осказано, в славянской традиции цивилизация на Земле начинается от Алатырь камня, который «был явлен в начале времен». В своей статье «В поисках Алатырь камня: новая трактовка древнего мифа» [1] Вячеслав Мизин пробует отойти от мифологического толкования камня к более реальному. Он приводит научную трактовку, которая состоит в том, что Алатырь-камень на самом деле является янтарем. На основе анализа мифлолгической информации приходит к несостоятельности такой трактовки и выдвигает свою версию о том, что Алатырь-камень это… кварц.

Автор обосновывает это так: «Кварц имеет белый цвет (как основной и характеризующий)…»

Вот хороший пример «западно-научного» видения вопроса. То-есть, по умолчанию древним не дается права четко назвать вещь своим именем. «Белый» не может считаться определителем кварца, поскольку последний может иметь множество оттенков, от розового до черного, а «основной» его цвет – прозрачный.

Относительно же «горючести» приводятся следующие аргументы: «Стоит посмотреть на вопрос иначе, не в качестве «горючести» камня в огне, а в плане его внутреннего тепла.

На ощупь, янтарь скорее можно характеризовать стабильно теплым. Кварц в первом приближении окажется более холодным. Но здесь есть большое НО. Действительно, кварц может ощущаться холодным, но также в Лапландии известны и сейды, в состав которых входит кварц, которые на ощупь воспринимаются именно теплыми. Также «тепло» можно ощутить стоя на кварцевых жилах в северной части Кольского полуострова. Ощущение этого тепла вполне реально, хотя и до конца необъяснимо. Вполне возможно, что эпитет «горюч», относится именно к этому непонятному внутреннему теплу, при некоторых условиях свойственному кварцу, а не сугубо материальной способности камня гореть.»

«Теплый» – это совершенно другое, чем «горючий». «Теплый» – это качество связанное с температурой и определяемое наощупь, «горючий» означает, «тот, что горит» или «имеющий потенциал воспламениться». При этом никак не учитывается глобальная цивилизационная роль Алатырь-камня (возникновение из камня рун Сварога, или протописьменности). И загадочное и непонятное сводится к обычному кварцу, а обычные вещи (ощущение тепла на кварцевых жилах1) возводятся в разряд «необъяснимого».

Давно господа ученые детьми были и загадки разгадывали. Разгадка же проста: камень, который одновременно является белым и горючим – это метеорит.

Если взять «метеоритную» гипотезу за отправную точку, можно поискать внемифологическую информацию о возникновении Священного Материка. Если таковая найдется, это будет подтверждением истинности предлагаемых выкладок.

Согласно одной из теорий происхождения человечества, его родиной является астроблема – метеоритный кратер. Происхождение метеоритных кратеров хорошо описано геологической наукой.

Но сначала напомним, какова геологическая структура Священного Материка, данная в текстах Бона:

1) В центре – гора Меру;

2) Центральная гора окружена семью кольцевыми хребтами;

3) Четко выделяется три зоны – внутренняя, промежуточная и внешняя;

4) Четвертая зона – пограничная, является кольцом железных гор, опоясывающих и защищающих священную землю.

Казалось бы, мы имеем дело с совершенно мифологической концепцией и подобного объекта в Природе существовать не может, но Природа-мать иногда очень остроумно шутит…

Приведем выдержки из статьи Д.Бадюкова «Метеоритные кратеры на территории России» [2] с нашими выделениями по тексту:

«Образование взрывных метеоритных кратеров.

Расчеты показывают, что тело размером уже в 10 – 20 метров может столкнуться с твердой поверхностью Земли со скоростью в первые километры в секунду, что достаточно для образования взрывного (или импактного) метеоритного кратера. Тела размером больше 100 метров практически не теряют своей первоначальной скорости входа в атмосферу. При соударении с плотными горными породами, слагающими земную поверхность, происходит мгновенное торможение ударяющего тела с практически полным переходом его кинетической энергии в тепловую энергию и энергию движения материала мишени – т.е. происходит взрыв, приводящий к образованию метеоритного кратера.

Образование ударно-взрывных метеоритных кратеров начинается с момента соударения высокоскоростного внеземного тела с поверхностью Земли. Кратер формируется благодаря действию интенсивной ударной волны, которая возникает в точке соударения и радиально распространяется наружу через породы мишени. Соударение тела, обладающего скоростью в несколько десятков км/сек, создает в области соприкосновения ударные давления в несколько сотен ГПа (1 ГПа ≈ 10 000 атм) при скорости распространения ударной волны больше 15 км/сек. Распространяясь по горным породам, ударная волна ослабевает, но все равно давление в ней превосходит предел упругости горных пород (примерно или меньше 0,5 ГПа), которые испытывают в ней необратимые трансформации, не встречающиеся при обычных геологических процессах. Вследствие неадиабатичности ударного сжатия и адиабатичности разгрузки, вещество после сброса ударного давления обладает некоторой массовой скоростью, т.е. течет. Именно это течение приводит в движение массы пород мишени и ответственно за образование кратерной полости.

В настоящее время принято для удобства выделять три стадии образования кратерной полости – стадия сжатия, стадия экскавации и стадия модификации [Melosh, 1989].

Первая стадия – так называемая контактная стадия или стадия сжатия, начинается с момента соприкосновения метеороидного тела с твердой поверхностью, в результате чего в плоскости соприкосновения метеороида (ударника ) с веществом поверхности (мишени) образуется ударная волна. (рис. 2 а,б). Благодаря высоким скоростям соударения, в начальный момент она сжимает и нагревает вещество. Так, при падении железного астероида со скоростью 30 км/сек в контактной зоне развивается давление около 1500 ГПа, что примерно в 50 раз выше давления в центре Земли, а температура сжатого вещества достигает многих десятков тысяч градусов. …в небольших структурах, образованных низкоскоростными железными метеоритами, как например Аризонский метеоритный кратер в США или кратер Хенбери в Австралии, на валу и в окрестностях кратеров можно найти непереплавленные обломки ударника. Распространяясь вглубь мишени, давление в ударной волне, фронт которой имеет примерно сферическую форму, падает. Соответственно, материальными последствиями прохождения такой ослабевающей ударной волны будут концентрические зона плавления, изменения горных пород в твердом состоянии и дробления. Все эти изменения, начиная от испарения и до простого дробления, называются ударными преобразованиями или ударным (импактным) метаморфизмом, а образующиеся горные породы носят общее название импактиты. Из-за высоких скоростей распространения ударной волны — многие километры в секунду – этот процесс занимает от сотых долей до секунд в зависимости от размера ударяющего тела.

Проходя по горным породам, ударная волна производит в них необратимые преобразования, которые остаются после снятия давления и могут сохраняться сколь угодно долго. Преобразование горных пород под действием ударной волны носит название ударного метаморфизма.

При выходе ударной волны на свободную поверхность сжатое вещество расширяется и сбрасывает давление. Эта разгрузка распространяется в сжатое вещество, в результате чего образуется так называемая волна разгрузки. Разгруженное вещество растекается наружу и в стороны от контактной области с остаточной скоростью порядка первых десятков метров в секунду. Именно это течение является причиной образования кратерной воронки. С появлением зоны течения наступает вторая стадия кратерообразования – стадия экскавации, во время которой образуется кратерная полость. Эта стадия характеризуется формированием переходной кратерной полости путем течения материала мишени и выбросом части вещества мишени наружу за кратерную полость. Стадия экскавации перекрывается во времени с первой контактной стадией и длится в течение десятков секунд или первых минут. Образующаяся воронка на первых порах имеет полусферическую форму, трансформирующуюся по мере развития поля течения в параболическую (рис. 2, в,г)

После того, как переданная ударником в мишень кинетическая энергия израсходуется на выдавливание вещества из полости и выброс из нее материала, наступает третья стадия – стадия модификации переходной кратерной полости. Причиной модификации является гравитационную неустойчивость достаточно глубокой переходной полости. Она характеризуется соскальзыванием вниз материала стенок полости с образованием донной линзы перемешанных ударно-метаморфизованных пород и, в крупных кратерах, с образованием прослоев импактного расплава, подобно субвулканическим породам (рис. 2, д,е). В кратерах диаметром более 3-5 километров наблюдается также образование центрального поднятия, а для более крупных кратеров – кольцевого поднятия. Падение дождевой капли в лужу и обратное выплескивание водяной струйки из образовавшейся каверны служит неплохим аналогом образования центрального или кольцевого поднятия, только при кратеробразующем событии этот процесс замораживается на разных стадиях. В принципе, в разрезе взрывные метеоритные кратеры выглядят как неглубокие депрессии, заполненные импактными породами.

Геологическое строение и породы метеоритных кратеров.

В неэродированных кратерах воронку окаймляет вал, состоящий из взброшенных вверх пород фундамента и насыпного материала выбросов из кратера. кратеров диаметром более 3-5 км рельеф дна осложнен центральным или кольцевым поднятием. Диаметр центрального поднятия составляет около 0,2 диаметра кратера, а подъем пород относительно их первоначальной глубины составляет 2 –3 км, так что центральное поднятие представляет собой как бы вздутие пород фундамента. Кольцевое поднятие встречается чаще всего у самых больших кратеров — диаметром более 80 – 100 км. Внутри кольцевого поднятия расположена депрессия или слабо выраженное центральное поднятие. Внутренняя зона сложных кратеров окружена зоной террас, образовавшихся в результате сползания блоков пород внешней части переходной воронки. На Луне наблюдаются гигантские многокольцевые бассейны, однако не обнаруженные на Земле, где самый крупный кратер не превышает в диаметре 200-250 км (структура Вредефорт в Африке).

Рис. 2

Образование взрывных метеоритных кратеров.

Образование взрывных метеоритных кратеров.

Три стадии образования кратерной полости – стадия сжатия, стадия экскавации и стадия модификации.

Диаграммы, схематически показывающие в разрезе образование взрывных метеоритных кратеров в слоистой мишени. а) Начальное проникновения ударника в мишень, сопровождающееся образованием сферической ударной волны, распространяющейся вниз; б) развитие полусферической кратерной воронки, ударная волна оторвалась от контактной зоны ударника и мишени и сопровождается с тыловой части догоняющей волной разгрузки, разгруженной вещество обладает остаточной скоростью и растекается в стороны и вверх; в) дальнейшее формирование кратерной переходной воронки, ударная волна затухает, днище кратера выстлано ударным расплавом, от кратера распространяется наружу сплошная завеса выбросов; г) окончание стадии экскавации, рост воронки прекращается. Стадия модификации протекает по-разному для малых и больших кратеров. В малых кратерах происходит соскальзывание в глубокую воронку несвязного материала стенок – ударного расплава и раздробленных пород. Перемешиваясь, они образуют импактную брекчию. Для переходных воронок большого диаметра начинает играть роль гравитация – из-за гравитационной неустойчивости происходит выпучивание вверх днища кратера с образованием центрального поднятия.»

Без комментариев.

В текстах традиции Бон сказано, что основатель современной ее версии Тонпа Шенраб (тиб. ston pa gshen rab – учитель, высший жрец) происходил из расы Му-шен, имеющей небесное происхождение.

Также приведем цитату из книги Алексея Андреева «Очерки русской этнопсихологии» [3]: «Скоморохи верили, что они, внуки Велесовы, то ли выходцы со Стожар, то ли через Стожары пришли на Землю. Ходоки. Они хотели вернуться Тропой Трояней на далекую нашу Прародину, на Небесную Русь, и для этого всеми доступными им способами уменьшали свои Тяги. До восемнадцатого века они предпочитали не иметь семей, не иметь дома-хозяйства и бродить артелью по всей Руси Великой. Главной своей задачей они считали сохранение для крещеного люда древних знаний о Небесной Руси.»

То, что на сегодня мы не в состоянии точно узнать, как было на самом деле, не главное. Главное в том, что мы стоим на распутье: если мы дети богов, то и жить нам по-божьему. А если мы – дети обезъян…

Выбор, дорогой читатель, делайте сами.

Тарас Меркотан.

Сноски:

1В теле Земли есть множество путей, по которым ее внутренее тепло переносится к поверхности. Любая трещина в земной коре обладает значительно большей теплопроводимостью, чем окружающая порода. В точке выхода глубокой трещины на поверхность температура будет выше. В геологии есть целый раздел – геотермия, занимающийся вопросами распределения температур в земной коре.

Лит-ра:

http://perpettum.narod.ru/alatyr.htm Вячеслав Мизин. В поисках Алатырь камня: новая трактовка древнего мифа. Интернет-версия 11 главы «Феномена сакральных мест».
http://www.meteorites.ru Д.Бадюков ГЕОХИ РАН «Метеоритные кратеры на территории России».
3. А. Андреев. Очерки русской этнопсихологии. Издательство «Тропа Троянова», Санкт-Петербург, 2000.