Задушевные беседы о Главном
(Беседы с Волхвом Велеславом, автором «Книги Великой Нави», вёл Р.В.)
Содержание
I. Об Учении Великой Нави // II. О Пути Великого Совершенства (Начало) // III. О Пути Великого Совершенства (Продолжение) // IV. О Йоге
I. Об Учении Великой Нави
Р.В.: Велеслав, недавно я прочитал Вашу «Книгу Великой Нави», сейчас читаю «Духовное Самопознание»[1]… Скажите, кто Вы на самом деле?
ВЕЛЕСЛАВ: На самом деле я — это ВЫ, и этот тающий весенний снег, и ветер… И всё ЭТО.
Р.В.: Тогда спрошу иначе. Велеслав, на чьей Вы стороне?
В.: Это в юношестве человек стремится быть на чьей-нибудь стороне, «болеть» за «нашу» сборную, играть за «свою» команду, чтобы через эту сопричастность почувствовать себя «кем-то», стать более значимым в своих глазах. Но когда наступает пора его настоящей зрелости, и он находит Путь, то вдруг оказывается, что он всегда был на своей собственной стороне, и на другой быть не может в принципе, — он просто есть ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ, не более и не менее, понимаете?..
У каждого из нас в самой сокровенной глубине нет вообще никакой «стороны», ни чужой, ни даже своей. Есть Чистое Бытие за пределами всех форм и имён. Или — Небытие, если угодно…
Р.В.: А ещё у нас есть Бог, наша Вера.
В.: Не стоит смешивать Бога и нашу веру в Него — это разные вещи. Вера, по большому счёту, у каждого своя. А Бог… В некотором смысле, это не Он у нас, а мы «есть» у Него. Иначе говоря, не мы осознаём Его, но Само Божественное через нас осознаёт Себя.
Р.В.: Значит, Вы всё-таки верите в Бога? Бог есть, по-вашему?
В.: «Бога», как отдельного Сверхсущества, или надзирающей за нами Личности, нет нигде, — разве лишь в представлениях людей с определённым складом ума. Но есть Божественное Присутствие, разлитое во всём сущем без исключения, Единое Сознание, равно присущее всему, являющееся Истинной Природой человека и Мира…
В Него не нужно верить или не верить, Ему не нужно поклоняться, — да и как можно поклоняться Чистому Сознанию, Которое одно только и есть, в сущности, Истинный ТЫ САМ?
Р.В. Да, у людей всегда были ложные представления о Боге, но существуют ведь и истинные. Должны существовать.
В.: Любое наше представление о Божественном — не верно, не абсолютно. Не ложно, нет, — просто оно говорит больше о нас самих, нежели о Нём. Божественное — это не образ «Бога», созданный нашим умом и существующий лишь в уме. Это — Реальность вне слов и мыслей. Это мистическое переживание, а не концепция…
Р.В. Велеслав, спасибо Вам за интересную беседу! До нашей встречи я думал, что такие люди, как Вы, есть только где-то в Тибете, в Гималаях;)) Буду с нетерпением ждать Ваших новых трудов. Надеюсь, что они помогут мне в поисках… ЭТОГО.
В.: ЭТО невозможно найти в Гималаях или «где-то» ещё, в пространственном смысле слова. ЭТО можно найти лишь внутри. Не то чтобы ЭТО было сокрыто исключительно внутри нас, но человеку нужно обратиться внутрь себя, чтобы… нет, даже не «найти» ЭТО, а чтобы вдруг увидеть ЭТО как Истинного СЕБЯ, постичь ЭТО как свою Истинную Природу.
Если позволите, открою вам один «секрет»: на самом деле ЭТО не «внутри» и не «снаружи», но увидеть ЭТО можно лишь тогда, когда Сознание обращено внутрь СЕБЯ — ТУДА, ГДЕ таких понятий как «внутреннее» и «внешнее» просто не существует…
Р.В. О, это золотые слова!.. Ещё раз спасибо за интересную беседу.
II. О Пути Великого Совершенства
(Начало)
Р.В.: Велеслав, последний раз мы встречались с Вами более полугода назад. За это время Вы побывали на Алтае и привезли оттуда Учение Великого Совершенства. Признаться, я думал, что дальше Учения Великой Нави идти уже просто некуда… Это красота гор так повлияла на Вас?
ВЕЛЕСЛАВ: Духовное Знание открывается не в горах, а в Сердце человека. Горы могут помочь нам увидеть Вертикаль Духа в самом себе, но могут и очаровать своей внешней красотой, своей величественностью, так что за этим грандиозным зрелищем мы не заметим чего-то намного более тонкого, неуловимого. Мы можем пойти вглубь, а можем остаться на поверхности, — понимаете, что я имею в виду?
Не глазей на достопримечательности,
Настоящее странствие начинается здесь.
Великое путешествие начинается
Именно оттуда, где ты есть.
Это слова великого Руми[2].
Р.В. Согласны ли Вы с утверждением, что в горах человеку легче обрести Бога?
В.: «Обрести» БОГА невозможно, — можно лишь отдаться ЕМУ, растворить «себя» в НЁМ. В определённом смысле, в горах, наедине с Природой, это происходит легче, чем в городе, среди толпы людей. В горах человек подобен песчинке в окружении огромных каменных глыб, молчаливых, как Будда, и древних, как само Время. В таком окружении это растворение происходит как бы само собой, без особых усилий, без борьбы.
Но не стоит обманываться на свой счёт и строить иллюзии: горы подобны Священным Ядам[3], которые не в состоянии дать человеку ничего такого, что уже не содержалось бы в нём. Они могут проявить определённые наши свойства, но не могут дать того, чем мы не обладаем или к раскрытию чего пока ещё не готовы.
Р.В. Путь Великого Совершенства — это прямой путь к Истине?
В.: Прежде всего, это понимание того, что к Истине не ведёт ни один путь. Истина — это Естественное Состояние Первоосновы. ТО, ЧЕМ мы все являемся изначально. Это наша Сокровенная Истинная Природа, к Которой невозможно «прийти» и Которую невозможно «обрести».
Р.В. Почему невозможно?
В.: Потому что ОНА и есть МЫ САМИ. Мы не «обладаем» нашей Истинной Природой, а являемся Ею. Таким образом, НАМ САМИМ некуда и незачем «идти». В этом суть Учения Великого Совершенства. Это Путь без пути.
Р.В. Велеслав, Вы опасный человек. Вы разрушаете самые основы любой Религии. Вы понимаете это?
В.: То, что я делаю, — это не столько разрушение, сколько проникновение вглубь, переход на другой уровень понимания. Я не призываю разрушить все иллюзии, которые человечество строило для себя на протяжении многих тысячелетий, — я лишь указываю на то, что Истина сокрыта не вовне, а внутри НАС САМИХ, и все покровы, которые, якобы, «скрывают» Её от человека, на самом деле скрыть Её от нас просто не в силах, ибо МЫ САМИ находимся не где-то вне Неё, — МЫ САМИ нераздельны с Нею.
Иллюзии не нужно «разрушать», — достаточно просто указать на Истину, явить Истину собой и в себе.
Р.В. О, да! Благодарю за интересную беседу. Если позволите, мы продолжим её завтра.
III. О Пути Великого Совершенства
(Продолжение)
Р.В.: Велеслав, если Вы не против, продолжим нашу беседу. Скажите, для чего Вы используете при описании своего Духовного опыта образы «Тьмы», «Бездны», «Огненной Крови» и т.п.? Вы же понимаете, что это отталкивает многих искателей.
ВЕЛЕСЛАВ: Именно с такой целью это и делается. Если человек ценит форму превыше содержания, это характеризует его как искателя определённого уровня, для которого встреча со мной вряд ли будет иметь положительные результаты, но зато отнимет время у нас обоих. Поэтому я предпочитаю, чтобы такая встреча не состоялась вовсе. Это — во-первых.
А во-вторых, — говорить о НЕОПИСУЕМОМ можно, используя различные понятийные языки и разные системы образов. Избранные мною — имеют ряд преимуществ, как, впрочем, и другие системы, которые обладают своими достоинствами и могут быть успешно применены соответствующими типами людей.
Р.В. Какие это преимущества?
В.: Преимущества таковы, что образы подобного типа — Кровь, Смерть, секс и т.п. — вы не можете игнорировать. Они пробуждают ото сна ваше внимание, трогают сокровенные струны вашей души, выбивают привычную почву из-под ног, проникают в Подсознание. Они несут в себе мощнейшую энергетику, которая, при определённом подходе, может быть преобразована в Энергию Пробуждения.
Р.В. Разве то, что вызывает страх и трепет, может способствовать Пробуждению?
В.: То, что не вызывает у вас страха вовсе, что кажется абсолютно безопасным для вашего «эго», не может стать преддверием Духовного Пробуждения. Излишняя благость отупляет и «усыпляет» ваше внимание, в то время как самый большой человеческой страх — страх потери «себя», точнее, страх ложной самости перед её окончательным растворением, — знаменует собой соприкосновение с НЕОПИСУЕМЫМ. Я называю это — Прозрением Ужаса.
Р.В. Это ужасно…
В.: Спросите себя: кто испытывает ужас? ВЫ САМИ или ваш ум, ваша ложная самость?
Р.В. Вероятно, мой ум.
В.: Именно так. Увидьте это. ВЫ САМИ — изначально пребываете за пределами любого страха. Тот, кто в вас испытывает страх, боясь исчезнуть, раствориться в ВЕЧНОСТИ над Временем, — это не ВЫ.
Смерть придёт лишь к смертному, Бессмертное в вас — ваша Истинная Природа — останется неподвластной Смерти.
Р.В. Злые языки поговаривают, что Вы не только не опровергаете всевозможных слухов о Вас как о «Чёрном Маге», «Чёрном Колдуне» и т.п., но и сами немало способствуете их распространению. Правда ли это?
В.: Я не воюю со слухами, но и не приветствую их распространения. С моей точки зрения, люди, которые их распространяют, так вольно или невольно помогают мне избавиться от толп назойливых любителей «таинственного», отваживают от меня тех, кому я в действительности вряд ли могу быть полезен, — от людей, одержимых собственными навязчивыми идеями, рассмотрение коих не входит в круг моих интересов. И за это я, в определённом смысле, благодарен своим недоброжелателям.
Р.В. Велеслав, а Вы не боитесь того, что Вас будут понимать лишь считанные единицы?
В.: Я искренне надеюсь на это.
Р.В. Вы вновь удивили меня и заставили задуматься над некоторыми вещами… Благодарю за интересную беседу. Надеюсь, она была не последней…
IV. О Йоге
Р.В.: Велеслав, как Вы относитесь к Йоге?
ВЕЛЕСЛАВ: Так же, как и ко всем остальным явлениям в Мире.
Р.В. Уточню свой вопрос. Я знаю, что Вы занимались Йогой, на протяжении многих лет были вегетарианцем. А сейчас пьёте красное вино из капалы, одновременно читая лекцию… С Вашей точки зрения, Йога — это Путь к Самореализации?
В.: Само слова «Йога» происходит от санскритского корня юдж, означающего «соединение», — обычно речь идёт о соединении души с Богом, личного с Вечным. Но МЫ САМИ, наша Истинная Природа и БОЖЕСТВЕННОЕ в нас нераздельны, нет двоих, есть лишь Неделимое ОДНО. «Соединяться» некому и не с кем. МЫ есть ТО — изначально.
Р.В. То есть Вы хотите сказать, что практика Йоги бесполезна?
В.: Она полезна на своём уровне, как, скажем, полезно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой. Но к Духовной САМО-реализации это не имеет отношения.
Р.В. Я лично знаю несколько Йогинов, достигших высокого уровня осознавания только благодаря своей практике.
В.: Если иметь верную мотивацию, сама Жизнь может стать для человека величайшей Духовной практикой. Если же мотивация неверна, то и Йога превратится из Духовной практики в обычную гимнастику. Так, многие балерины и танцоры имеют неплохую растяжку и могут свободно принять «позу лотоса», но это не делает их Духовно Озарёнными.
Р.В. Значит, Вы всё-таки советуете заниматься Йогой?
В.: Я не советую и не отговариваю заниматься Йогой, я лишь говорю о возможности отнестись к данному вопросу с пониманием. Каковы ваши действительные цели? Чего вы хотите, к чему стремитесь?
Р.В. Я хочу достичь Бога.
В.: БОГА нельзя «достичь», но ЕГО Присутствие в себе можно пережить. Можно пережить ЕГО как Истинного СЕБЯ, как ТО ИЗНАЧАЛЬНОЕ в человеке, ЧТО ОДНО только и есть Истинный ТЫ САМ. Но это переживание достигается не практикой, а выходом за пределы всякой практики, выходом за пределы самого «я-практикующего». Пока есть «я», который «практикует» и стремится «достичь» Бога, Истинное Достижение невозможно. Стремится «достичь» — ваш ум, в то время как ВЫ САМИ находитесь за пределами всякого «достижения». Истинная Цель вашего Поиска пребывает не вне ВАС САМИХ, а внутри; тот же, кто озабочен «достижением», это не ВЫ САМИ. Разотождествление СЕБЯ с ищущим «достижения» умом — вот Истинная Йога!..
Ведающему — достаточно.
[2011]
[1] Имеется в виду первое издание книги, вышедшее в свет в 2010 г. (Влх. Велеслав. Духовное Самопознание. — С-Пб.: «Ведическое Наследие», 2010).
[2] Джелалуддин Руми. Запретный Руми. Стихи о Любви, ереси и опьянении. — С-Пб.: ИГ «Весь», 2011. СС. 73–74.
[3] Наркотическим веществам.